Марина Яненко (mary_yan) wrote,
Марина Яненко
mary_yan

Categories:

D-76 своими силами: инструкция

Давно хотела запостить тут статью, которую написала пару лет назад, в помощь начинающему пленочнику.

Есть в пленочной фотографии притягательная загадка. Тайна состоит хотя бы в том, сможешь ли ты получить с этой пленки хотя бы один кадр:) А черно-белая фотография являет нам мир и вовсе в другом цвете. Сером, преимущественно:)

Результат. Это не брак — это мультиэкспозиция =)





Конечно, заманчиво получить власть над черно-белым процессом не только на этапе фотографирования, но и на этапе проявки. При этом твои исключительные шедевры не будут испорчены несвежим проявителем, не будут недофиксированы по халатности лаборанта (которого вероломная девушка бросила аккурат накануне столь ответственной проявки:)) и не будут осквернены всяческими другими способами. Кроме того, это дает широчайшее поле для творческих экспериментов: в зависимости от проявителя, его разбавления, температуры и времени проявления с пленки одного типа можно получить различные вариации экспозиции, контраста, зерна.
В общем, хочу поделиться опытом своей дебютной проявки D-76 и соображениями на тему. Мнения и советы приветствуются, картинки будут завтра, возможно.:)
Этапы процесса:
1. Заправка пленки в проявочный бачок. В полной темноте, естественно.
2. Проявление (в проявителе;)).
3. Промывка. Стоп-ванна.
4. Фиксирование (в фиксаже, как уже все догадались).
5. Промывка.
6. Смачивание — необязательный этап.
7. Сушка.

Необходимый инвентарь и расходные материалы (в скобках то, чем пользовалась я):
— отснятая ч/б пленка (Kodak TMax 100);
— проявочный бачок (АР универсальный с двумя спиралями);
— термометр лабораторный (спиртовой);
— х/б перчатки;
— проявитель (порошковый Fomadon P);
— фиксаж (порошковый Fomafix);
— дистиллированная вода (из магазина автозапчасти);
— мерная емкость;
— прищепки (обычный бельевые);
— влагосниматель (AP).

Теперь по порядку.
Пленка была выбрана недорогая, при съемке я совершенно не заморачивалась, чтобы не переживать за результат.
Проявочный бачок лучше не брать советский — они неудобные, а купить новый. Бачки отличаются емкостью: на 1-2-3 пленки. Я выбрала универсальный бачок на 2 пленки типа 135 или 1 пленку типа 120. Стоят бачки от 500 руб.
Термометр необходим специальный, ртутный тут не подойдет. Он может быть спиртовой или электронный. От 200 руб.
Перчатки нужны, чтобы не оставлять на пленке отпечатки пальцев. 15 руб.
Проявители бывают порошковые и жидкие. Для тренировки я выбрала дешевый порошковый проявитель фирмы Foma и аналогичный фиксаж. По 120 руб.
Дистиллированная вода нужна для разведения порошков. 30 руб./литр.
Поскольку для Kodak TMax 100 время проявки этим проявителем — 13 минут, а, кроме того, фиксаж у меня кислый (так на нем и написано), то стоп-ванну я исключила. А вообще она необходима для резкой остановки процесса проявки. Народный рецепт стоп-ванны — 1 чайная ложка уксуса на 1 литр воды, но есть мнение, что это неэффективно.
Влагосниматель — это щипцы с мягкими резиновыми «лезвиями», при помощи которых удаляют влагу с пленки, чтобы не осталось разводов. 230 руб. Можно заменить протиранием пленки туалетной бумагой или салфеткой НЕ со стороны эмульсии. Это лучше делать с помощником, который пленку будет натягивать.
Переходим к делу:)
Самый сложный этап — зарядка пленки в бачок. Научиться этому можно минут за 10-15. Для этого можно взять старую ненужную пленку или купить просроченную и потренироваться на свету, а потом в полной темноте. Предварительно раскладываем все нужные запчасти и инструменты так, чтобы в темноте их можно было легко найти. Кассету с пленкой либо вскрываем ножом, вставив его между «щечками» и провернув, либо вытаскиваем пленку при помощи фильмпикера. Неровный конец пленки надо обрезать, причем желательно не по перфорации — так легче будет зарядить в бачок. Кстати, заряжаем эмульсией внутрь, как пленка и находится внутри кассеты. После этого собираем спираль, кладем в бачок, закрываем его и включаем свет.
Теперь переходим к проявке. Готовим раствор по инструкции на коробке проявителя или пленки. Также значения разбавления, времени проявки и температуры можно посмотреть здесь www.digitaltruth.com/devchart.php
Обратите внимание на температуру проявки. Чаще всего время приводится для 20 градусов. Отклонение на 1-2 градуса не является критичным (как утверждают многие), но бОльшие отклонения требуют корректировки времени, что в результате может сказаться на контрастности негатива. Довести растворы (проявитель, фиксаж, стоп-раствор) до нужной температуры и поддерживать ее в процессе можно, поместив емкость/бачок в тазик с водой.
Засекаем время, заливаем проявитель в бачок (некоторые засекают после заливки), перемешиваем первую минуту, а потом первые 10 секунд каждой следующей минуты. Помешивания не слишком интенсивные: примерно 1 оборот в секунду. Слишком интенсивные помешивания ускоряют проявку. Также часто советуют после каждого «сеанса» помешивания слегка стукать бачком о горизонтальную поверхность, чтобы пузырьки воздуха не оставались на пленке. Проявитель можно использовать неоднократно, при этом надо делать поправку для времени, но при этом уже нельзя говорить о стабильности процесса, гарантии результата, так что лучше не жадничать и использованный проявитель безжалостно выливать.
Промываем пленку в бачке 2-3 раза. Заливаем стоп-раствор (если он используется) на 1 минуту. Сливаем стоп-раствор, заливаем фиксаж. Время фиксирования определяем по инструкции, в среднем 4-6 минут. Недофиксированная пленка выглядит белесой. Кстати, время фиксирования для несвежего закрепителя можно определить, опустив в него кусочек засвеченной пленки (например, отрезанный при заправке хвостик), время за которое эта пленка станет прозрачной умножаем на 2. После этого промываем пленку 20-30 минут. Уже можно открыть бачок и поставить его под проточную воду или наполнять и сливать время от времени. После этого можно прополоскать пленку в смачивателе (он способствует равномерности высыхания, отсутствию разводов) или капнуть в воду средство для мытья посуды и прополоскать пленку в этом растворе.
Аккуратно снимаем пленку со спирали и вешаем сушиться во влажном непыльном помещении. Обычно это ванна. Цепляем пленку к веревке прищепкой, вторую прищепку крепим снизу в качестве грузика.
Огромное количество слов получилось, я даже устала писать (или это ночная смена виновата:)), но стоит разок проделать и вы поймете, что все просто.
Творческих экспериментов! :)
Tags: photo, фотоуроки
Subscribe

  • Новая жизнь вещей

    Зашла в жж написать текст о фотографии, а тут, оказывается, давным-давно черновик лежит "новая жизнь вещей" - о том, как вещи получили…

  • Вещь на любой сезон: пастельные джинсы

    Пожалуй, в каждом гардеробе есть вещи, которые в ходу круглый год. Например, футболки. Или рубашки. Или джинсы. Вот и я обнаружила, что ношу одни…

  • -20

    Это не об аномальной для марта температуре, у нас уже давно уверенный плюс. Это -20 см длины моих волос. Так что всем привет от обновленной версии…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment